Как научить ребенка завязывать шнурки быстро и просто

Самая популярная родительская ошибка – делать ЗА детей ТО, что дети могут САМИ. Это аксиома, которая не требует доказательств, достаточно зайти в раздевалку старшей или подготовительной групп детского сада, и вы убедитесь в этом. Дети, которые успешно прошли период «родительской супер опеки» в одевании, первыми выходят на прогулку, помогают другим деткам и крайне редко обращаются за помощью к взрослым. Взрослая интерпретация того, что говорит или делает ребенок — не есть истина, это лишь попытка объяснить действия ребенка. Именно поэтому детское «не могу, не получается» нельзя рассматривать, как реальное «не могу сделать это».

Почему период «я – сам» так важен?

Этот период есть в жизни любого ребенка, иногда родители сверх послушных детей не замечают проявления самости малыша, а другие родители буквально страдают от излишней, как им кажется, самостоятельности ребенка. В каком возрасте детей начинают учить самообслуживанию, объясняют основы гигиены, обучают правилам одевания? Когда есть жизненная необходимость или желание самого ребенка. Умение держать ложку не поможет ребенку за столом, но желание кушать сделает из ребенка виртуоза владения ложкой.

Правило «Научить ребенка можно только при его желании этим заниматься» действует на протяжении всего дошкольного возраста, поэтому период проявления самости или «я — сам» важен для родителей и педагогов. У разных деток этот период наступает в разном возрасте, кто-то в шесть лет еще не готов к самостоятельности, а кто-то в три года может купить себе булочку в магазине. Завязывать шнурки – это, конечно, не столь глобальная задача, но в ней есть смысл, как в основе обучения действовать по правилу. Для детей, у которых долговременная память развита еще недостаточно, надо довести процесс завязывания шнурков до автоматизма, чтобы ребенок не тратил на это занятие больше 4-5 минут.

Когда и как надо учить завязыванию шнурков на ботинках

  1. Завязывание шнурков на ботинках или сапожках следует начинать с обучения шнурованию – это самые простые игры с разноцветными шнурочками («матрешка», «вагончик», «яблоко» и т.д.). Все игры со шнуровками есть на любом образовательном сайте для детей. Интересно, что детям такие игры не надоедают даже в старшем дошкольном возрасте, а взрослые считают игры-шнуровки пустым занятием, что в корне неверно. Только после научения шнуровке можно приступать к обучению завязыванию шнурков. Кстати, правильное обучение завязыванию шнурков на ботинках – это обучение именно завязыванию шнурков на ботинках. Нельзя научить завязывать шнурки на ваших руках, а затем переходить к завязыванию шнурков на обуви. Такой номер с детьми не проходит, первое они всегда будут воспринимать как игру, а второе – как обучение, и не факт, что ребенку понравится учиться завязывать шнурки на своих ботинках после интересной игры.
  2. Во всех книгах по воспитанию и развитию детей написано, что обучение детей дошкольного возраста возможно только через игру, поэтому во всех играх с ребенком используйте игрушки, которые надо зашнуровать. Не используйте обувь на зилипах, с раннего возраста ребенка вся обувь должна быть на застежках или на шнуровке. Педагоги-логопеды совершенно верно говорят: чем лучше развиты пальчики у ребенка, чем лучше он проделываем мелкие движения, тем раньше малыш начнет говорить. Разумеется, кроме случаев патологического развития ребенка, но там о завязывании и говорить не приходится.
  3. Прежде, чем учить ребенка завязывать шнурки, внимательно рассмотрите, как вы сами это делаете. Учите только тому, что вы можете делать на автомате, без контроля сознания. Это важно: Вы можете посмотреть разные способы завязывания шнурков, которые учитывают возраст и навыки ребенка, выбрать удобный способ и научить своего ребенка завязывать шнурки именно так. Но… если вы сами завязываете шнурки по-другому, ребенок будет постоянно путаться, он будет брать пример с вас!
  4. После того, как выбран способ шнуровки, вы должны записать слова и действия, которыми будете объяснять ребенку этот метод шнуровки. Каждый раз вы должны использовать одни слова и действия, так ребенку будет легче запомнить порядок шнуровки. Если пальчики неловкие, не помешают упражнения пальчиковой гимнастики, которые легко найти на сайтах детского развития.
  5. Выбор должен быть только один! Если вы будете учить ребенка разным вариантам шнуровки, в итоге он не научится ничему. Ребенку трудно анализировать, что проще, что сложнее, он будет пытаться совместить все способы шнуровки в один, и результат будет печальный.
  6. Завязывание шнурков должно быть на ботинке, который уже надет на ногу, то есть, завязывать надо «от себя». Если вы будете ребенку показывать завязывание шнурков на чем-то, то он довольно быстро освоит это действие, но к завязыванию шнурков на своих ботинках это не приблизит ни на йоту.

Источник